Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, Google Plus, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Можно ли зарегистрировать аббревиатуру как товарный знак

В комментариях в Тинькофф—Журнале читатель спрашивает про регистрацию аббревиатур в качестве товарных знаков:

Вопрос сложнее, чем кажется. Далеко не все аббревиатуры можно зарегистрировать в качестве товарных знаков.

Роспатент в руководстве для экспертов выделяет отдельно «общепринятые аббревиатуры и сокращения» и «сочетания букв, не имеющие словесного характера».

«Общепринятые аббревиатуры и сокращения» — это те сокращения, которые есть в словарях: «пищепром», «ООО», «кг». Их нельзя использовать как товарные знаки, потому что они не обладают различительной способностью и их может использовать кто угодно. Зато можно нарисовать логотип со словом «пищепром» и зарегистрировать этот логотип как товарный знак. В таком случае будет охраняться именно картинка, а само слово «пищепром» будет неохраняемым элементом товарного знака. В другой графике его сможет использовать и регистрировать кто угодно.

«Сочетания букв, не имеющие словесного характера» — это «обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков (ТПР, ЧВФД), а также обозначения, в которых после букв содержатся точки (Т.Е.Н., I.D.N.S.).». От аббревиатур отличаются тем, что у этих сочетаний нет общеизвестных расшифровок.

Случай читателя с «OTS4» ближе ко второму. Там есть гласная буква, у слова «OTS» нет общепринятой расшифровки, поэтому кажется, что можно регистрировать. Но стоит знать, что «отсутствие различительной способности» всё-таки оценочный критерий, поэтому один эксперт Роспатента может зарегистрировать товарный знак «OTS4», а другой сочтет, что даже несмотря на наличие гласной в начале, «OTS4» не выглядит как слово, поэтому в регистрации нужно отказать.

Поэтому в этом случае придется мудрить. Я бы сделал упор на то, что «OTS4» читается как «отсфор», и поэтому различительная способность есть. Кроме этого я предложил бы подавать на регистрацию «OTS4» логотипом: тогда мы в любом случае зарегистрировали бы товарный знак, вопрос был бы только в том, получится ли сделать так, чтобы само слово «OTS4» признали охраняемым.

Расшифровка «oil treatment system of the 4th generation» никак не влияет на регистрацию. Эта расшифровка указывает на продукт, различительной способностью не обладает, будет неохраняемым элементом, поэтому что она есть, что её нет, без разницы. Хотя всё-таки немного она вредит: если написать на логотипе «OTS4 — oil treatment system of the 4th generation» то весь перечень МКТУ порежут до собственно систем очистки масла и того, что именно с этим связано. Это сделают, потому что расшифровка указывает на конкретные товары, и продавать одни товары под названиями других товаров нельзя. Нельзя продавать кефир под логотипом с надписью «молоко».

Может возникнуть ситуация, что через несколько лет, когда под брендом «OTS4» захочется продавать другие товары для автомобилей, не связанные с системами очистки масла, придется регистрировать этот же товарный знак на другие классы МКТУ, но уже без расшифровки «oil treatment system of the 4th generation». Поэтому подобные расшифровки лучше убирать.

«Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?»

Спорный вопрос. Далеко не факт, что «OTS4» можно считать самостоятельным элементом, подлежащим охране. Но если его все-таки кто-то сможет зарегистрировать, по причинам, описанным выше, и этот кто-то будете не вы, то может возникнуть неловкий момент. Как это не парадоксально, но в таких случаях лучше подать товарный знак на регистрацию, получить отказ и работать с уверенностью в том, что знак не займет никто другой.

Еще есть нюанс в том, что неохраняемые аббревиатуры в качестве названий могут в итоге всё-таки создать путаницу на рынке.

Например, сейчас у меня стоит задача от завода: нужно придумать, как сделать так, чтобы их аббревиатурные названия изделий зарегистрировали как товарные знаки. Они много лет выпускали изделия под названиями в духе «Т4А9-0.9» и довыпускались до того, что названия их изделий стали включать в заявки на госзакупки. И получается ситуация, что хочет, например, госпредприятие закупить продукцию этого завода и пишет в госзакупках, мол, поставьте нам изделие «Т4А9-0.9», пять штук. Название завода поставщика почему-то там указывать нельзя, а марку изделия можно.

Тут как тут появляется конкурирующий завод на госзакупку, и говорит предприятию, мол, держите, вот мы тоже выпускаем изделие «Т4А9-0.9», пять штук и на сто рублей дешевле. В итоге получается, что наш завод не продает продукцию туда, куда планировали, а госпредприятие получает продукцию от другого завода не того качества, на которое рассчитывали. Счастлив только конкурирующий завод, который вовремя подсуетился.

Мораль истории в том, что если бы с самого начала завод назвал бы изделие не «Т4А9-0.9» а например, «розовый гусь», то этой ситуации сейчас бы не возникло.

В общем, регистрация аббревиатур возможна, но при условии соблюдения массы условностей. Если вы давно выпускаете товар и он уже известен покупателем под аббревиатурой, то тут да, без вариантов, надо регистрировать. Но если вы только начинаете бизнес, то лучше посмотреть в сторону хотя бы акронимов.

Поделиться
Отправить
Запинить