Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, Google Plus, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Что нужно проверять в договорах предпринимателям лично

В старом ужастике «Исполнитель желаний — 2» была сцена, когда парень в тюремной камере сказал злому джинну: «Я хочу проникнуть за эту решетку и выйти из тюрьмы». Джинн исполнил желание в точности, как его попросили, а парень помер — его буквально продавило через решетку. Договоры в бизнесе работают также.

У некоторых предпринимателей есть штатный юрист, который вычитывает договоры. Но если что-то пойдет не так, то в случае ошибки деньгами будет страдать сам предприниматель, а не юрист. Поэтому в любом договоре на серьезные для вас деньги всегда сами проверяйте четыре вещи: деньги, результат, сроки и санкции.

Деньги

Общая сумма в договоре должна быть жестко зафиксирована. Чтобы с вас потом не трясли дополнительные деньги, в разделе об оплате не должно быть открытых формулировок. Вызывать недоверие должны формулы расчета цены без ограничения максимальной суммы, а также любые неустановленные переменные по типу «оплата», «бюджет», фраза «и иные». Убирайте размытые указания на деньги без точной суммы. Лучше потом подписать допсоглашение к договору, чем внезапно оказаться должником.

Если в договоре есть формула расчета цены, в ней не должно быть неизвестных переменных. Например, в договоре на монтаж ковролина в офисе может быть указана цена за квадратный метр покрытия, а общая площадь указана не будет. В итоге может оказаться, что устные «квадратов 200-300» заказчик понимает как 200, а у строителя насчитаются все 350. Итоговая цена окажется почти вдвое больше ожидаемой. Такая история может произойти с любым договором, хоть на поклейку обоев, хоть на выступление артиста в «Олимпийском».

Порядок платежей должен быть прописан с точностью компьютерного алгоритма. По каким частям уходит сумма, в какие сроки и от чего зависит платеж.

Сроки

Стандартная формулировка «...оплачивается в течение трех дней после подписания акта» должна дополняться указанием на то, в какой срок должен быть подписан акт и что будет, если его не подписывают. Иначе контрагент может просто не подписывать акт под разными предлогами и отведенные на оплату «три дня с момента подписания акта» так никогда и не наступят.

Та же история и со всеми остальными сроками: не поставили срок на работу — не получили работу, не указали срок на правки — остались с сырым продуктом. По возможности ставьте сроки по конкретным датам, а не каким-то событиям или чьим-то действиям.

Результат

В предмете договора должно быть прямо указано то, что вы хотите получить. Если вам этот совет кажется очевидным, вспомните, сколько договоров живут с формулировкой «предметом договора является оказание [каких-то там] услуг».

Для примера возьмем мой договор, по которому я регистрирую товарные знаки для моих доверителей. Я мог бы написать размытое:

Предметом договора является оказание услуг по регистрации товарного знака.

Вместо этого я пишу:

Исполнитель обязуется [то-то] и [то-то], получить оригинал Свидетельства на товарный знак Заказчика и передать оригинал данного Свидетельства Заказчику».

Ко мне обращаются за тем, чтобы получить свидетельство на товарный знак, поэтому именно это я и пишу в договоре.

Если вы исполнитель, то четко прописанный предмет договора убережет вас от бесплатной работы. Бесконечные правочки, «а давайте еще вариантов, нам ничего не подошло» и «заедьте к нам завтра в офис» убиваются на корню прямыми указаниями на объем работы в договоре.

Если не знаете, как написать «по-умному», напишите прямо как есть, своими словами. Законом не запрещено писать в договоре по-человечески. Прямые «свои слова» защитят ваши интересы лучше, чем размытые «умные».

Санкции

Любое положение договора бесполезно, пока не подкреплено санкцией. Если издать закон «Курить запрещено» и не ввести штраф, то об вывеску с перечеркнутой сигаретой будут тушить бычки. Также и с договором — если указать срок поставки, но не установить неустойку за просрочку, то везти товар будут бесконечно долго. Прописывайте денежные санкции за неисполнение любого важного условия и привязывайте их к срокам: тысяча рублей штрафа за каждый день просрочки действуют лучше, чем просто тысяча рублей штрафа.

Иногда я делаю договоры, по которым актеры и блогеры рекламируют всякие крутые бренды — авиакомпании, автомобили и все такое. Там получаются талмуды на 15-20 страниц именно потому, что договор учитывает все возможные варианты развития ситуации. На договоры нужно смотреть, как программист на алгоритмы: везде должна прослеживаться четкая логика «если → то → иначе». Тогда что бы ни случилось, у вас всегда будет план действий, предусмотренный договором.

Помните, любой контрагент может оказаться Исполнителем Желаний.

Поделиться
Отправить
 1004   2020   Договоры   Советы