Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, Google Plus, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Юридический разбор: бизнес на фудтраках

Эта публикация — полная версия моего раздела статьи «Бизнес на колёсах» в журнале Сбербанка для предпринимателей «Своё дело».

Чтобы продать первый молочный коктейль из окна новенького фудтрака, предпринимателю нужно пройти четыре этапа: открыть ИП, получить разрешение на место, оформить документы и убедиться, что он не нарушил чужие права. Разберемся по порядку.

Зарегистрировать ИП и выбрать налоговый режим

В разных законах есть отрывочные нормы о нестационарной торговле, но единого закона о «бизнесе на колесах» в России нет. Правила передвижного бизнеса собирались принять еще в 2014 году, но в силу законопроект так и не вступил. В 2018 году Минпромторг разработал новый законопроект, но и он не добрался даже до первого чтения — отложили. Из-за этого передвижному бизнесу пока что приходится жить по правилам, которые изначально писались для стационарного.

Чтобы трак-бизнес был легальным, основателю нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, выбрать систему налогообложения и поставить онлайн-кассу. Это базовые требования, которым должен соответствовать любой трак-бизнес, будь то бургерная или барбершоп на перекладных.

Налоговая знает о фургончиках и разрешает им пользоваться специальным режимом — ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Как и в случае со стационарным бизнесом, этот налог рассчитывается не из прибыли, а из количества торговых мест. Несмотря на то, что торговые места разные налоговые считают по-разному, скорее всего ЕНВД окажется для предпринимателя выгоднее, чем обычная «упрощенка» (УСН). Тут лучше посоветоваться с бухгалтером — он посчитает, какой режим выгоднее, а заодно поможет с выбором онлайн-кассы.

Открыть ИП можно через сайт госуслуг — для этого нужно заполнить формы и подать заявление. Если у вас есть усиленная электронная подпись, то не придется даже платить 800 рублей госпошлины.

Получить разрешение на место

В американских мультиках вы наверняка видели сцену, когда по улице едет фургон с мороженым, а за ним бегут дети с монетками. В России так нельзя: фургон не может остановиться просто так на улице и начать торговать.

Прежде чем открывать прилавок, нужно получить разрешение от владельца земли, на которой припарковался фургон. Дальше все зависит от того, где вы решили припарковаться: если это парковка у торгового центра, то скорее всего придется заключить договор аренды с его управляющей компанией. Если это территория парка или площади, то нужно будет просить письменное разрешение администрации, а если желающих много, то придется поучаствовать в торгах.

Самовольному бизнесу на чужом месте может помешать эвакуатор. Если владелец трака появится раньше, чем эвакуатор с фургоном начнет движение, то фургон отдадут назад и заставят перепарковать, а хозяина оштрафуют. К счастью, российское ГИБДД не имеет права эвакуировать автомобиль на штрафстоянку, если владелец появился до того, как эвакуатор начал движение в направлении штрафстоянки.

На Украине ситуация сложнее. «Когда твой трак увозят на эвакуаторе, а внутри не закреплено оборудование — это ремонт минимум тысяч на пять долларов, очень больно, — рассказывает Виолетта Летта, основатель Тракттории, украинской сети фудтраков, — С фудтраком не церемонятся: кофе-машина падает, холодильник заваливается, все сыпется, бьется и царапается. Эвакуатор оставляет такие вмятины на корпусе трака, что потом приходится менять обшивку. Деньги, как правило, никто за это не вернет».

Если не озаботиться оформлением места и поставить трак без разрешения, то его могут не только увезти на штрафстоянку, но и произвести демонтаж — снести. Конкретные меры и размер штрафов зависят от региона, где стоит трак. Поэтому я бы посоветовал или озаботиться местом для трака заранее, или хотя бы не оставлять фургон без присмотра.

Оформить документы для вашего вида бизнеса

Остальные документы зависят от того, чем именно вы занимаетесь. Для передвижной бургерной нужно получать одни документы, для маникюра на колесах — другие.

Фудтрак, например, должен соблюдать санитарные нормы и не нарушать права потребителей. Внутри фудтрака должен быть уголок потребителя и печатное меню, медкнижки сотрудников и документы предпринимателя — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН. Владелец фудтрака до открытия должен написать в Роспотребнадзор письмо — о начале деятельности.

У каждого вида трак-бизнеса есть свои специфические нюансы, которые живут в разных законах. Тот же фудтрак ни при каких условиях не может продавать алкоголь. Также в фудтраке нельзя готовить продукты, можно только доводить до готовности заранее подготовленные полуфабрикаты.

Из-за того, что единого закона о передвижной торговле нет, все эти правила живут в разных документах. Сложностей бизнесу добавляют региональные власти, которые по-разному трактуют эти и без того не очень стройные правила. Поэтому перед открытием первого трака я бы предложил посоветоваться не только с юристом, но и с состоявшимися предпринимателями, чтобы они рассказали, с какими проблемами сталкивались в своем регионе.

Разобраться с интеллектуальной собственностью

Казалось бы, торговля из фургончика — это не Эппл и Самсунг, какие тут патенты. Увидел красивый фургон в интернете — сделай такой же свой и торгуй себе на здоровье. Но дизайн фургона может оказаться запатентованным образцом, а название — чужим товарным знаком. В таком случае стартапер окажется нарушителем и по суду будет должен выплатить правообладателю компенсацию до 5 млн рублей по 1515 ГК РФ.

По-настоящему серьезные деньги трак-бизнес начинает приносить, когда становится сетью. Франшизное масштабирование предъявляет высокие требования к интеллектуальной собственности: если самому ненароком нарушить чужой патент, нарушение умножится на всю сеть и под удар попадут не только основатель бизнеса, но и все его франчайзи. Поэтому все предприниматели регистрируют бренд трака как товарный знак, а некоторые даже патентуют дизайн траков и собственные технические усовершенствования.

«Я очень удивилась, когда увидела фотографии моих траков в чужом инстаграме, — продолжает историю Виолетта Летта из Тракттории, — Конечно, мне стало очень неприятно: я вложила немало сил в то, чтобы разработать дизайн и воплотить его в жизнь, а тут его так нагло скопировали, причем с моими же фотографиями». Благодаря тому, что Виолетта вовремя запатентовала дизайн траков, история закончилась тем, что нарушитель из Киева заплатил ей по тысяче долларов за каждую копию трака.

Без согласия Виолетты никто не имеет права использовать такой дизайн фургона и название, ни на Украине, ни в России. Это стало возможным благодаря тому, что Виолетта вовремя занялась регистрацией прав на свою интеллектуальную собственность. Если бы она этого не сделала, нарушитель вполне мог бы присвоить права на ее разработки себе.

Чтобы ненароком не стать нарушителем, можно заранее обратиться к патентному поверенному, чтобы тот проверил дизайн фудтрака и его логотип по базам Роспатента. По итогам такой проверки предпринимателю станет понятно, можно ли продолжать дальше работать под таким брендом, или лучше изменить его, пока не поздно.

Напоследок заглянем в перспективы законодательства о передвижном бизнесе.
Летом 2019 года Минпромторг утвердил рекомендации для стрит-ритейла. Эти рекомендации стоит если не соблюдать, то хотя бы изучить: вполне может оказаться, что долгожданный закон о передвижном бизнесе превратит их в требования. Кроме того, региональные власти по своей инициативе могут включить эти рекомендации в местные законы, тогда их соблюдение станет обязательным для предпринимателей в регионе.

Поделиться
Отправить
Запинить
 1672   2020   Разборы   Советы